астролог Надежда Бродникова
Кто такой Дьявол? Это что-то супернехорошее, чего нужно обязательно избегать? Это соперник Бога, который часто смущает некоторых людей? Или его не существует? Откуда он вообще взялся?
Как правило, Дьявол изображается в виде неприятного существа с рогами, да и лицо у него очень напоминает козью морду. Почему рога и почему козёл?
Если обратимся к истории развития религии, то узнаем, что в те времена, когда религиозное сознание людей только формировалось, Бог в понятиях людей был только добрым небесным Отцом, Дьявола как бы не существовало. Может быть, люди жили тогда в такой гармонии с природой, что всё происходящее в их жизни воспринималось тоже гармонично: не было деления на добро и зло?
Хайо Банцхаф пишет, что впервые Дьявол вскользь упоминался в Ветхом Завете, «представляя собой лишь падшего ангела, а не истинного противника Бога». И лишь с течением времени, когда в сознании людей произошло разделение понятий на добро и зло, Бога стали считать лишь воплощением добра, а Дьявола — представителем всех пороков.
Давайте обратимся к Юнгу — ведь он так гениально исследовал и описал проявления подсознательных глубин человеческой психики. В книге «Человек и его символы» Юнг пишет, что с развитием цивилизации в сознании человечества постепенно произошло разделение целостности восприятия мира на добро и зло. По Юнгу, «архетипичное разделение целого является свидетельством четырёхчастного устройства мира, в котором целое всегда состоит из четырех частей, но в соответствии со своей природой всегда остается двойственным».
О четырёхчастном устройстве мира говорят нам четыре стихии, из которых состоит Вселенная, а двойственность всегда проявляется в двух противоположностях: мужское — женское, свет — тень, тепло — холод, и т.д.
С возникновением христианства и переходом его в господствующую идеологию, в умы людей начал внедряться принцип троичного устройства мира — это всем известная Троица. А куда делась четвёртая стихия? В Средние века эта пустая ниша была занята культом Девы Марии. Дева Мария стала воплощением чистоты и непорочности. Ну а оттенить эту непорочность можно, если ещё больше превознести ее. Тогда в религии появился её обратный эквивалент — фанатичная вера в Дьявола.
Характерно, что вера в Дьявола распространилась именно в Средние века, и с проявлением дьявольских действий связывали именно женщин — их считали воплощением Дьявола. Церковь наделила Дьявола всеми недостатками, какие только бывают, и утверждала, что против искушения может устоять лишь безупречная вера в Бога. Так служители церкви утверждали своё влияние на сознание и психику человечества.
Со временем на Западе произошло разделение христианства на разные конфессии, между ними началась борьба, и тут Дьявол стал абсолютным воплощением зла. Но возникает вопрос, на который, как ни смешно, не могут ответить служители церкви: Почему Дьявол носит имя Люцифер — «несущий свет»? Если он несёт свет, зачем тогда с ним бороться?
Всё очень просто.
В Средние века, когда христианство яростно распространяло своё влияние, уничтожалось всё, что не относилось к возвеличиванию этой идеологии. Например, в Европе в акциях борьбы с язычеством было вырублено 70% лесов, чтобы искоренить языческие ритуалы, которые совершались на природе. Так же уничтожались книги и рукописи, содержание которых было неугодно деятелям христианства. Но зато оставлялись некоторые книги и рукописи алхимиков — получение золота «из ничего» представляло большой интерес для служителей церкви.
Покровителем алхимии является Меркурий, он и «есть тот творящий дух, скрытый или запертый в материи», и именно на воззвании к Меркурию построены все магические ритуалы и действия алхимиков. Это он, Меркурий, говорит о себе: «Я — Люцифер, тот, кто несёт свет, я дарю свет, но тьма есть тоже часть моей природы». Таким образом, своими действиями люди сами создают реальность, с которой борются.
Юнг пишет: «Так называемый Дьявол часто проявляет себя как истинный друг и бог человечества, даже чаще, чем христианский карающий Бог, который, несмотря на всемогущество, потребовал жертвы в лице собственного сына чтобы, наконец, примириться с человечеством».
Можно ли тогда сказать, что зла не существует? Конечно, нельзя. Оно есть, так же как есть добро, как свет и тьма.
«Любая психологическая крайность подспудно содержит в себе собственную противоположность или каким-то образом находится в бессмысленных отношениях с ней. Нет ни одной священной практики, для которой мы не нашли бы ее противоположного эквивалента. Лучшее всегда находится под угрозой самого гнусного дьявольского искажения, поскольку лучшее наиболее сильно подавляет плохое. Нет такого человека, который бы смог избежать коллективной тени». К. Г. Юнг.
Теперь о том, почему Дьявола изображают с рогами. Есть несколько версий. Одна из них такая.
Во времена язычества у многих народов существовал такой ритуал. Когда Солнце входило в Овен и начинался Новый год, из стада выбирали самого буйного и непослушного козла — символ Овна. Козла привязывали к шесту и все, кто хотел избавиться от неприятностей и проблем, накопленных за год, сообщали о них козлу и просили, чтобы тот унёс неприятности. После этого козла отпускали на свободу, чтобы он убежал как можно дальше и унёс с собой всё нехорошее. Так возникло выражение «козёл отпущения».
Ну, и, скорей всего, так как козёл в этом случае считался символом всего нехорошего, христиане наградили Дьявола рогами.
Дж. Фрезер, писатель и исследователь мировых религий, пишет, что «терновый венец, возложенный на голову Христа, является аналогией символа рогов козла отпущения, который должен унести с собой все грехи».
И всё же, несмотря на все споры, Юнг считает, что понятие «Дьявол» имеет право на существование. Этим термином он называет отрицательные стороны человеческой психики, которые создают нам жизненные проблемы или комплексы. Ну, а так как комплексы у всех разные, то, получается, что и Дьявол у каждого свой.
Мария Луиза фон Франц пишет: «Влияние, оказываемое на человека его внутренними демонами, лучше всего сравнить с эффектом, производимым вирусом бешенства. Попадая в нервную систему человека, вирус ищет в мозге место, из которого он может управлять всем организмом.
Неосознанные и соответственно бесконтрольные комплексы, живущие в человеке, действуют по той же схеме. Они способны разрушить и уничтожить личность целиком».
Таким образом, христианство лишило Бога тёмной стороны, чтобы воспринимать его только как воплощение добра.
Но любой психолог вам скажет, что подавление зла становится проблемой, поскольку, стремясь к свету, мы не осознаём того, что чем больше света, тем больше в мире и теней.
«Тот факт, что агрессию нельзя подавлять, был признан всеми культурами прошлого. Её необходимо уважать, давать пространство для выхода, чтобы иметь возможность ограничивать слепую ярость и направлять её в позитивное русло.
Древние ритуалы искупления и многие мистические культы предлагали способы трансформации и сублимации архетипичиой силы Диониса Азазеля, рогатого бога Среднего Востока, козла отпущения.
Если то, что принадлежит Богу, отрицается или подавляется, то оно переходит во владения Дьявола и выражается в таких демонических действах, как чёрные мессы, кровавая инквизиция (сжигание ведьм, пытки) и крестовые походы». Эдвард С. Уитмонт «Возвращение богини».
«Бог приходит на землю, чтобы основать религию. За ним появляется Дьявол и всё организует». Вивекананда